МБДОУ №166 «Росинка» г. Ульяновск
г. Ульяновск, пр. Героя России Аверьянова, 10. тел. 8-422-58-33-64

Уважаемые родители!

в нашем детском саду ведут работу учителя- логопеды

Курмарова Татьяна Борисовна

Тихонова Екатерина Геннадьевна

Сагдеева Нурия Абдулхаковна

Буланова Татьяна Павловна


Сегодня Вас консультирует учитель-логопед высшей квалификационной категории Курмарова Татьяна Борисовна.


Советы учителя – логопеда   «И тогда он будет говорить хорошо…»

  • Начнем с Вас…

Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него.

Поэтому, даже если Вы молчаливы от природы, все равно говорите с малышом.

Сопровождайте свои действия словами!

  • Встреча взглядов…

Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Если Вы видите, что ребенок видит и слушает Вас, озвучивайте каждую происходящую с ним ситуацию.

Если малыш еще очень плохо говорит, старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.

  • Говорите четко…

Доказано, что дети очень чувствуют интонации, поэтому каждое слово старайтесь произносить как можно выразительнее.

Говорите просто, но внятно проговаривая каждое слово.


  • То же, но по-разному…

Если Вы хотите, чтобы ребенок понял и запомнил какое-нибудь новое слово, употребляйте его много раз, но в разных ситуациях и контекстах, а также меняйте порядок слов в предложении.

Например, мама пришла с работы; с работы пришла мама; мама с работы пришла.

Такое упражнение поможет ребенку понять, что фразы состоят из отдельных слов.

  • Уважайте его попытки говорить…

Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому ребенку необходимо слышать себя.

В связи с этим, в те моменты, когда малыш пытается говорить, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать себя и Вас.

  • Развивайте фонематический слух…

Развивайте фонематический слух, побуждая ребенка различать слова, которые отличаются всего одним звуком (дочка-точка, бочка-почка, дом-том, крыша-крыса и многие другие).

  • Пальчики помогают речи…

Мелкая моторика, то есть точные движения пальцев рук, тесно связаны с развитием правильной речи у ребенка.

«Пальчиковый театр», рисование, лепка, аппликации, конструирование, игры с мелкими предметами – все это поможет дальнейшему развитию речи, а в будущем – и письму.


  • Читайте, читайте, читайте…

Читайте короткие стихотворения, сказки, рассказы.

Можно перечитывать произведения несколько раз, так как ребенок лучше усваивает текст, который слышал уже не единожды.

По возможности лучше разыгрывать рассказы, стихотворения; читать по ролям, выполнять действия с предметами.

Пусть ребенок помогает Вам – играет, трогает задействованные игрушки. После того, как малыш почувствует ритм стихотворения, можно попробовать не договаривать последнее слово в каждой строке – пускай попробует самостоятельно вспомнить его.

Чтобы ребенок быстрее усваивал ритм какого-либо стихотворения, можно как можно чаще петь с ним простые и ритмичные песенки.

  • Только Вы…

Уважаемые родители! Помните!

Только Вы и Ваша вера в силы и способности ребенка помогут ему гармонично развиваться.

Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!



Консультация для родителей: "Правильное дыхание — правильная речь"

Есть повод для беспокойства, если:

1.Ребенок дышит ртом.

2.У ребенка поверхностное дыхание

3.Ребенок не может произнести фразу из 3-4 слов на одном выдохе и добирает воздух.


4.У ребенка воздушная струя недостаточной интенсивности.


Указанные симптомы могут говорить о недостаточности дыхательной системы, участвующей в речевом акте, и необходимости ее тренировать.

Что делать? Скорая родительская помощь

Правильное дыхание очень важно для речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. При развитии диафрагмального речевого дыхания используются различные предметы.

Конфетти. Это мелкие разноцветные кружочки, содержащиеся в хлопушках или сделанные с помощью обыкновенного дырокола из цветной бумаги. Ребенку предлагается подуть на белые конфетти и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес.

Пластмассовые или бумажные кораблики, емкость, наполненная водой. Перед ребенком стоит задача дуть на кораблики, находящиеся в тазу (или другие плавучие легкие предметы - очень хорошо для этой цели использовать пласт-массовые яйца от «киндер-сюрпризов»). Можно устроить соревнование: чей кораблик дальше уплывет.

Бумажные бабочки, птички, самолетики подвешивают на нитках, на леске, располагают на различных поверхностях (стол, подоконник). Они нужны в логопедической практике для отработки длительного плавного выдоха.

Шарики для пинг-понга, шарики марблс, карандаши, ватные шарики. Все это можно использовать для перемещения по столу с помощью выдыхаемой струи воздуха. Если соорудить ворота из конструктора и пытаться загнать эти предметы в ворота - получится импровизированный футбол. Можно ввести и соревновательный момент: «Кто быстрее загонит шарик (карандаш) в ворота».

Прозрачные пластмассовые стаканчики, наполненные водой, трубочки для коктейлей. Это атрибуты занимательной игры «Бульбульки». Нужно взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налить много воды, почти до краев, а в другой - чуть-чуть. В стаканчик, где много воды нужно, дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Нужно обязательно обратить внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьми-те разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.

«Мыльные пузырьки». Можно купить эту игрушку, а можно сделать ее своими руками. Понадобятся мыльная стружка, маленькая емкость для мыльного раствора и соломинка. Ребенку предлагается поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувать пузыри может взрослый, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка в ответ дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

Стеклянные флаконы различного размера. Если ребенок будет поочередно дуть в такие пузырьки, высунув узкий кончик языка и слегка касаясь им горлышка флакона, то каждый пузырек будет свистеть по-своему. Можно попытаться «выдуть» какой-либо знакомый ребенку и несложный мотив.

Губная гармошка - уникальный инструмент для развития дыхания. Полезно предложить ребенку, став музыкантом, поиграть на губной гармошке. При этом задача не в том, чтобы научить его играть какую-либо мелодию, важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

Бумажные цветы, ароматические саше (мешочки с запахами). Используются для формирования носового вдоха. Пусть ребенок представит себе, что оказался в цветочном магазине, и попытается глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая бумажные цветы, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Можно использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу. Перед использованием ароматов нужно удостовериться, что запахи не вызывают аллергию у ребенка.

Свечи. Для этого дыхательного упражнения годятся как большие разноцветные свечи из воска или парафина, так и маленькие сувенирные. Ребенок выполняет короткий бесшумный вдох без надувания щек и медленный выдох, задувая по очереди зажженные свечи. Можно устанавливать определенный порядок: «Задуй красную свечу, а потом - зеленую». Чтобы стимулировать активность ребенка, используют декоративные свечи в виде фигурок животных, предметов (свеча-яблоко, свеча-яйцо и др.). Другой разновидностью дыхательных упражнений со свечой является резкий быстрый выдох при коротком бесшумном вдохе. Для этого упражнения целесообразно купить специальные свечи «с сюрпризом». Чем интенсивнее на них дуешь, тем сложнее погасить. Упражнение с задуванием свечей легко перевести в игру «День рождения»: если укрепить свечи на макете праздничного торта, то ребенок может почувствовать себя в роли именинника.

Султанчики. Султанчики - сложенные в пучок, перевязанные прочной нитью и закрепленные на палочке (карандаше) полоски мелко нарезанной фольги, целлофана, цветной бумаги, ленты - обычно изготавливаются самими родителями детей. Если подуть на султанчик, полоски начинают струиться, трепетать, что дает ребенку наглядное представление о силе выдыхаемой воздушной струи.

Воздушные шары, надувные игрушки (мячи, фигуры животных). Традиционно используются для развития интенсивности выдоха (надувание воздушных шариков, надувных игрушек). Кроме того, известно множество игр с надутыми шарами, например: «Чей шар выше взлетит?», «Чей шар дольше не упадет?» (дети подбрасывают шары вверх и дуют, удерживая их струей воздуха).

Вертушки. Особый интерес у ребенка вызовет приспособление, сделанное собственными руками. Так для дыхательных упражнений старшие дошкольники могут смастерить вертушки из бумаги или легкой клеенки, а потом использовать их в дыхательной гимнастике

Механические игрушки, воздушные мельницы. При работе над дыханием у детей с речевой патологией не обойтись без пластмассовых и деревянных игрушек-тренажеров, выпускаемых игрушечными фабриками. Принцип действия у них приблизительно одинаковый: ребенок дует в специальную трубочку, воздушная струя, проходя по системе воздуховодов, удерживает какой-либо предмет (шарик, мячик) в подвешенном положении. Можно подробнее остановиться на описании игрушки, которая называется «Летающий шарик» Задача: дыханием: удержать легкий пенопластовый шарик в пределах металлического кольца. Дуть в трубочку следует не слишком сильно, иначе шарик тут же далеко улетит, и не слишком слабо, чтобы шарик не свалился на пол. Длина деревянной трубки 12 см. Дыхательные (воздушные) мельницы имеют несколько лопастей (крыльев), которые крутятся под воздействием  летающий воздушной струи, направленной выдыхаемой ребенком.

Чудесные картинки. Это серия пособий, при работе с которыми расчет делается на детское любопытство. Картинки двухслойные. Снизу — изображение предмета или какой-либо сюжет, сверху - прикрепленный к краю картинки лист, нарезанный тонкими полосками. Если на такую картинку подуть, то верхний лист приподнимется и ребенок увидит, какое изображение под ним спряталось. Разрезать верхний лист можно не только мелкими полосками (бахромой). Причем задание для ребенка можно усложнить, или, наоборот, облегчить. Все будет зависеть от плотности верхнего листа, например, если это лист писчей бумаги, то, чтобы открылась картинка, требуется более интенсивная выдыхаемая воздушная струя; чем для листа папиросной бумаги.

Удачи, успехов, удовольствия в совместных занятиях  с ребёнком!


Речевая готовность к школе

Артикуляционная гимнастика

Мелкая моторика детей дошкольного возраста

Общее недоразвитие речи - ОНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи -ФФНР

Игры по дороге в детский сад

Рекомендации родителям  по проведению домашнего речевого занятия

Звуки речи

Секреты успешной автоматизации звуков

 

Политика конфиденциальности




МБДОУ №166 «Росинка» г. Ульяновск
г. Ульяновск, пр. Героя России Аверьянова, 10. тел. 8-422-58-33-64


Карта сайта
Создание сайта ИП Вавилин
Версия для слабовидящих