МБДОУ №166 «Росинка» г. Ульяновск
г. Ульяновск, пр. Героя России Аверьянова, 10. тел. 8-422-58-33-64


Группа "Бабочки"

 

Уважаемые родители! Вас приветствуют воспитатели группы Таирова Галина Шамильевна и Сильченко Светлана Сергеевна.


01.09.2023   Консультация для родителей   на тему:       «Какие игрушки необходимы детям»

 Подготовил воспитатель Сильченко светлана Сергеевна

          Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

              У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.

 В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.

 Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

 Игрушки из реальной жизни.

 Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

 Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию. Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

 Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

 При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

 Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

 Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

                Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

              Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик

             К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными

              К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

               К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается

                  Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

             В дальнейшем ребёнок сам сделает "инвентаризацию" своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло и родители не покупают ему игрушек.

              В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т.д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.

                Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

              И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

             Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.

 

Консультация для родителей. Тема «Воспитываем самостоятельность у детей младшего дошкольного возраста»

подготовила воспитатель:  Таирова Галина Шамильевна

Самостоятельность у детей необходимо воспитывать с раннего детства. По своей природе дети активны.   Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно.

И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом.

Как часто нам приходится слышать: «Я сам». Но часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка, мы стремимся сделать все за него.   В этом случае, действительно ли мы оказываем ему помощь?

Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают самостоятельности, подрывают у него веру в собственные силы, приучают надеяться на других.

Уже к 3 годам у ребенка резко возрастает стремление   к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях.  У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.  Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя - это приводит к существенным осложнениям в отношении ребенка и взрослого.

Первый из них негативизм, т.е. непросто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки требованиям старших.

Второйупрямство.  Не следует путать его с настойчивостью. Упрямый человек   настаивает на своем, потому, что он этого потребовал.

Третий – строптивость.  Ребенок начинает отрицать все, что он  делал  раньше,  Его протест безличен и направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни.

И, наконецсвоелюбие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослого и добивается самостоятельности даже в том, что еще мало умеет.

Также в поведении ребенка могут наблюдаться такие явления, как бунт против окружающих и обесценивание личности взрослых. Бунтующий ребенок будто находится в состоянии конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

При обесценивании личности взрослых малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял.  Точно также он может изменить отношение к своим игрушкам – замахиваться на них, будто они живые, отказываться играть с ними.

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.

Что же дети могут выполнять в младшем дошкольном возрасте, несмотря на то, что малы?

  1. Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду, правильно пользоваться мылом, не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
  2. Одеваться и раздеваться в определенной последовательности одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, надевать одежду, расстёгивать и  застегивать  пуговицы, застегивать сандалии.
  3. Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
  4. Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
  5. Пить из чашки, кушать пережевывая пищу, с закрытым ртом.
  6. Правильно пользоваться ложкой, салфеткой.
  7. Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определенное место.

Конечно, малыш не сразу   приобретает необходимые навыки, ему требуется ваша помощь.  Прежде всего, нужно создать необходимые условия для проявления самостоятельности: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения   предметов туалета (носовых платков, носков), постоянное и удобное место для полотенца.

Необходимо также правильно руководить действиями детей.


Консультация для родителей на тему: «Режим дня ребёнка 2-3 летнего возраста».

Составила воспитатель Сильченко С.С.

Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей, укрепления их здоровья. Вместе с тем, он способствует выработке полезных привычек, укреплению воли, развитию организованности и других важных черт личности.

Режим дня – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, питания, соответствующий возрасту.

Что же должно происходить с ребенком каждый день? Это, безусловно, питание, прогулки, игры и сон, гигиенические процедуры утром и вечером. Чередовать их следует в определенном порядке и в соответствии с возрастными особенностями.

Нервная система ребёнка очень чувствительна к различным воздействиям окружающей среды. Дети быстро устают, поэтому нуждаются в частом и продолжительном отдыхе. Главный вид отдыха – сон. Если он недостаточно продолжительный, то организм не отдыхает в полной мере. Это отрицательно влияет на нервную систему ребёнка. Ослабленные дети , независимо от возраста, должны спать больше.  Важно приучать детей ложиться спать и вставать в  определённое время. Перед сном рекомендуются только спокойные игры. Очень полезна получасовая прогулка. Готовясь ко сну, дети моют лицо, шею, руки и ноги водой комнатной температуры. Это имеет не только гигиеническое, но и закаливающее значение, хорошо влияет на нервную систему, способствует быстрому засыпанию.

Ужинать нужно за 1-1,5 часа до сна. У ребёнка должна быть отдельная постель, чистая и не слишком мягкая. Комнату перед сном необходимо проветривать. Все дети любят, когда мама или папа перед сном почитают  им книжку.

Проснувшись, ребёнок должен сразу встать с постели, затем, высадить его на горшок (во всяком случае, попробуйте предложить ребенку сходить в туалет). Когда высаживание на горшок является частью режима (происходит по часам), это не вызывает у ребенка негативных эмоций. Следующий шаг – это умывание. Сейчас хорошо использовать стихи и потешки для умывания, которые помогут сделать процесс приятным и развивающим. После того, как малыш вымыл руки и умыл личико, следует почистить зубы.

После туалета сделать утреннюю гимнастику. Это создаёт бодрое настроение, улучшает дыхание, кровообращение, повышают тонус мышечной системы, улучшает обмен веществ и возбуждает аппетит. Зарядка проводится обязательно при открытом окне. Зарядку нужно делать в трусах, майке и босиком.

Обычный комплекс утренней гимнастики для дошкольников включает ходьбу, дыхательное упражнение, корректирующие осанку (повороты, наклоны, приседания, кратковременные прыжки или бег и снова ходьбу). Ребёнок охотно занимается зарядкой, если придать ей вид игры и делать упражнения вместе с ними.

Ребёнка следует кормить в одно и то же время. Если не соблюдать это требование, то могут возникнуть определённые трудности в воспитании. Беспорядочное питание плохо сказывается на здоровье. Очень важно, чтобы дети не сидели за столом в ожидании еды – это быстро вызывает утомление и снижает аппетит. Ребёнок не должен отвлекаться от еды. Вкус пищи, её температура, и то, как она подана, всё это имеет большое значение для правильного пищеварения. Многие родители, бабушки, чтобы ребёнок лучше ел, пытаются развлечь его сказками, мультфильмами. Это вредно, так как интерес ребёнка во время еды к чему-либо постороннему тормозит выделение пищеварительных соков, что также снижает аппетит. После завтрака полезно организовать спокойные игры или занятия.

Первая половина дня - хорошее время для развивающих занятий (как правило, в детских садах в это время малыши имеют несколько сменяющих друг друга «занятий»). Вы можете занять ребенка рисованием, поучить его считать, почитать или просто поговорить! Постарайтесь время прогулки использовать также в развивающих целях. Игры понятны и близки уровню сознания ребенка. Это наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей. Играя, они учатся и развиваются. Главное, учитывайте возраст ребенка и особенности его внимания. С ребенком в возрасте до 3 лет необходимо менять вид игры каждые 5— 10 минут. Например, собрали пирамидку, потом побросали мяч, после этого наклеили картинки и т.д.

Прогулки. Евгений Комаровский рекомендует с младенчества формировать у ребенка потребность в прогулках. Тогда прогулки будут восприниматься им как «норма, как обязательное условие разумного образа жизни». Чем дольше вы гуляете, тем лучше. И стоит придерживаться этого правила каждый день. Препятствием для прогулки может быть только ветреная погода. Так, летом дети должны  гулять в течение всего дня, весной, осенью и зимой – по несколько часов. При плохой погоде прогулки могут быть кратковременными, но частыми. На прогулке малыш может играть в максимально активные игры. Подвижные игры должны чередоваться с более спокойными. В жаркую погоду необходимо следить за тем, чтобы ребёнок не перегревался, вовремя напоить его, увести в тень, зимой во время прогулки приучать его больше двигаться. Нельзя кутать детей и надевать одежду,  стесняющую движения и затрудняющую дыхание.

Дети любят, если игра приобретает характер полезного труда. Они с удовольствием убирают снег и листья, поливают цветы, подметают дорожки. После активной прогулки у детей появляется хороший аппетит. Если ребёнок на прогулке мало двигался, или наоборот, был сильно возбуждён и утомлён прогулкой, то он ест неохотно и медленно, не съедает положенной порции. После еды ребёнок должен прополоскать рот кипячённой водой.


Хорошо выспавшись, ребёнок просыпается бодрым, весёлым.. После вечерней прогулки дети моют руки и лицо, 10-15 минут отдыхают и затем ужинают.

Перед сном нужно занять ребёнка какой-нибудь спокойной не слишком впечатляющей игрой. Лучше всего для этого подходят кубики, мозаика, лепка, рисование.

Перед ночным сном ребёнок обязательно чистит зубы, моет лицо, руки, ноги, самостоятельно расстилает постель, складывает одежду.

Педиатры считают, что хорошо, когда ребенок засыпает вечером до 21.00.

Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребёнка устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Для этого необходима последовательность. Достаточно позволить ребёнку не вовремя лечь спать, позже встать, увлечься играми – полезные навыки разрушатся, беспорядок станет привычным.


22.09.2022                                                                                   Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».

Подготовила: Сильченко С.С.       «Ум ребенка – в пальчиках»

Мелкая моторика – это скоординированные движения кистей рук и мелких мышц пальцев. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук. Это необходимо не только для выполнения каких-то повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и  для развития интеллектуальных способностей. Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность мозга ребенка, психику детей вообще, ученые отмечают большое стимулирующее значение функции руки, и заключают, что речевое развитие происходит под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев.

Развитие у ребенка мелкой моторики важно еще и потому, что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координация движений. Именно мелкая моторика на раннем этапе жизни отражает развитие ребенка и его интеллектуальные способности. От того, насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие и, конечно, качество жизни. Вследствие этого очень важно развивать у ребенка мелкую моторику с раннего возраста. Просто выполнять упражнения ребенку будет скучно – нужно обратить их в полезные и интересные игры.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать,  гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление ,  предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки ,  предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным    текстом . Не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры  и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», « Вот  здорово!», «Давай помогу!», «Красота! », « Какой молодец! », « Как здорово ! », « Как красиво!», « Давай, вместе!» и т.д.

Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении .

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.  В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. 
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

-способствует овладению навыками мелкой моторики;

-помогает развивать речь;

-повышает работоспособность головного мозга;

-развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

-развивает тактильную чувствительность;

-снимает тревожность.

Дети с удовольствием принимают участие в таких играх . Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.


Игра "Моя семья".
Этот пальчик  –  дедушка , 
Этот пальчик  –  бабушка , 
Этот пальчик  –  папочка , 
Этот пальчик  –  мамочка , 
Этот пальчик  –  я , 
Вот и вся моя семья !

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

« Капуста »

Что за скрип?   (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст?   (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст   (ладони с растопыренными пальцами  перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

«Вышла курочка»

Вышла курочка гулять , (пальчики шагают)

Свежей травки пощипать.  (щиплют всеми пальцами)

А за ней ребятки – жёлтые цыплятки . (бегут всеми пальчиками)

«Ко – ко - ко , ко – ко – ко, (хлопают в ладоши)

Не ходите далеко! (грозят пальчиками)

Лапками гребите, (гребут пальцами как граблями)

Зёрнышки ищите. (собирают зёрна)

Развитию кисти  и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но  и разнообразные действия с предметами. Предлагаем Вам ряд игр с такими предмет

Игры с пуговицами

Подберите   пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок. Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание,  предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Витамины в пузырьке

Возьмите пузырек из-под лекарства с достаточно широким горлышком. Предложите малышу сложить в него витамины. Витаминами могут быть разноцветные пуговицы.


Копилка

Возьмите банку из-под кофе или чипсов, прорежьте в крышке отверстие и предложите малышу кидать в него плоские пуговицы или шашки.

Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи».

2. Перекладываем  в кружку  горох, фасоль ,гречку  поочерёдно пальчиками: большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный , большой и мизинец, то одной рукой , то другой.

3. «Накорми Поросёнка, Колобка и т.д. ( Заготовка с изображением персонажей с прорезью ).

4. В «сухой бассейн» помещаем  горох, бобы и другую крупу. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох , только бобы, только игрушки – сюрпризы и т.д.

5. Можно предложить выложить настроение Колобка или Поросёнка.                ( Заготовка лица с выражением разных эмоций).

6. Просеивание мелких  и крупных круп через сито.

Рисование по крупе или песку.

На  поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу( манную). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько простых линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, круг, точки и т.д. ).

Игры с пробками от бутылок, пальчиковым театром.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на лыжах. Разыгрывание  элементарных персонажей из сказок с помощью пальчикового театра.

Игры с прищепками.

  1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) :

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Помогите представить ребёнку, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона, «лучики» для солнышка , «дождинки» для облака и т.д.

3. Ну и, конечно, развешивание  носовых платочков после стирки и закрепление  их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Игры с пинцетом .

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и,  вместе с тем, развивает его моторику.

- « Собери пушинки»;

-  « Переложи  горошинки» и т.д.

Игры с бусинами, макаронами.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все,  что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры – шнуровки.

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют  навыки шнуровки, развивают умственные и  творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий, развивают пальцы и кисти рук , тем самим подготавливает их к письму. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки

различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

Прекрасное оздоровительное и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша.

Различные мозаики

Как с  крупными, так и с  мелкими деталями, с замочками.

Дорожка

Покажите малышу игрушку животного (например, зайчика) от киндер-сюрприза.   Предложите выложить для зайчика из мозаики дорожку. Дорожка может быть однотонная или разноцветная.

Можно предложить детям  выложить разноцветные дорожки, рамки, дождик.

Цветочки на поляне

Предложите малышу посадить разноцветные цветочки на поляне из красных, синих, желтых и зеленых деталей мозаики. А затем можно вместе с ребенком собрать цветочки.

Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

Аппликация.

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из  всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку. Работа с глиной, пластилином и солёным тестом.

Лепить из глины, пластилина или солёного теста можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем колбаску пластмассовым ножом или стекой  на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Рисование.

Рисование  - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет  в школе выводить первые буквы и слова.  Предлагайте детям книжки –раскраски, рисование  пальцами но запотевшему зеркалу в ванной комнате. Используйте  штриховки, игры – обводки, дорисовки, трафареты.  Обводить можно все, что попадется под руку.

Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами, рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью, «печатки».

Представим вам некоторые простые упражнения для тренировки мелкой мускулатуры:

1. Катание шестигранных карандашей.

2. Перебирание палочек.

3. Рисование тонкой и толстой кисточкой, пальцем.

4. Рисование карандашом.

5. Использование книги – раскраски.

6. Лепка из глины, пластилина.

7. Различные виды конструктора.

8. Различные виды мозаики.

9. Игры со шнурками, с верёвочками.

10. Природный материал является хорошим средством для развития детского творчества и мелкой моторики рук.

Очень надеюсь, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем  нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших  психических функций, развитию пространственных ориентировок.

Для того  чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.



 

Политика конфиденциальности




МБДОУ №166 «Росинка» г. Ульяновск
г. Ульяновск, пр. Героя России Аверьянова, 10. тел. 8-422-58-33-64


Карта сайта
Создание сайта ИП Вавилин
Версия для слабовидящих