Группа «Сказка»Уважаемые родители! На этой страничке вас приветствуют воспитатели группы - Ефримиди Наталья Валентиновна и Вшивенкова Елена Сергеевна Консультация для родителей: "Адаптация детей к детскому саду" Подготовил: воспитатель Ефримиди Н.В. Большинство детей начинают посещать детское учреждение в возрасте 2 – 3 лет. Для некоторых из них переход от домашней обстановки, знакомых и любимых игрушек, близких взрослых дается более или менее легко, и через 2 – 3 месяца они привыкают к детскому саду. Для других же он превращается в трагедию, чреватую нарушениями поведения, резким ухудшением здоровья, понижением эмоционального фона, а в дальнейшем даже ранней невротизацией.
Для любого ребенка начало посещения детского сада – сильнейший стресс. Поэтому, особенно важно в это время заложить основы благожелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Все дальнейшие задачи (связанные, например, с обучением, самообслуживанием и т.д.) на данном этапе являются вторичными, так как их реализация может быть возможна чуть позже, когда дети успокоятся и пойдут на контакт.
Воспитателю необходимо предупредить родителей об особенностях адаптации детей к новым условиям и попросить их обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома. Очень важны единые требования к режиму дня. Следует обратить внимание родителей на соблюдение режима дня в выходные дни (по режиму ДОУ).
Воспитатель группы в первую очередь сталкивается с тем, что дети, начавшие посещать детский сад, очень разные по своим умениям, уровню физического и психического развития. Кто–то пришел в возрасте 2 лет и еще плохо говорит, не ест сам и не умеет играть, боится детей и пребывает в постоянной тоске по маме. Кто-то пришел почти в 3 года и все умеет, но не привык к детям, может толкнуть и ударить.
Известно, что наиболее легко приспосабливаются к детскому саду те дети, которые, во-первых, не боятся сверстников и взрослых, т.е. доступны контакту, а во-вторых, умеют играть или хотя бы заниматься игрушками самостоятельно или с другими детьми.
С первых дней пребывания ребенка в ДОУ педагог должен стараться обеспечить, прежде
всего, психологический и физический комфорт для детей, смягчить трудности перехода от домашнего (разного у всех) к общественному (одинаковому для всех) образу жизни. Это определяет возможность решить самые заметные проблемы, которые возникают в первый месяц, когда адаптация малышей к новым условиям доставляет им столько неприятных моментов.
Обращаться к детям раннего и младшего дошкольного возраста, которые только начали ходить в сад, надо, с одной стороны, индивидуально, по имени: "Катенька, пойдем мыть ручки", а с другой — подчеркивать принадлежность ребенка к группе, учить реагировать
на обращение "Ребята" и т. п.: "Ребята, теперь все садимся за столики! И ты, Катя, садись, и ты, Витя, — вот сюда". Все непривычные детям действия надо проговаривать, объяснять, многократно повторять: "Сейчас мы все оденемся, подойдем к своим шкафчикам — это у нас Мишин шкаф, а это — Машин, а это — твой. А ты, Соня, молодец, сама свой шкаф нашла".
Если дети понимают воспитателя — их легко обучить тем вещам, с которыми дома они не сталкивались или привыкли делать по-другому. Конечно, первостепенную важность сохраняет индивидуальный подход — надо помнить, кто что умеет, у кого какие затруднения (Люба засыпает только со своим медвежонком, а Костю нельзя сажать около окна — он обязательно побежит смотреть, не едет ли машина).
Одновременно воспитатель старается обратить внимание детей друг на друга, добиться, чтобы они запомнили, как кого зовут, по возможности могли обращаться по имени друг к другу и воспитателю. Для этого существуют специальные игры, направленные на знакомство, запоминание имен, а также ритуалы приветствия и прощания с каждым ребенком: "Вот, ребята, Леночка пришла. Здравствуй, Леночка! Давайте все вместе с ней поздороваемся!" "Виталик пошел домой. Давайте попрощаемся: пока-пока, Виталик! До завтра!" В играх, например "Паровозик", дети — это вагончики, и у каждого свое имя. "Первый вагончик — Саша, к нему прицепился второй — Илюша, третий вагончик — Верочка, а паровозом сегодня будет Анюта!"
Постоянные повторения помогают детям быстро запомнить, как кого зовут, а игры (под руководством воспитателя) способствуют возникновению первых контактов, физических и игровых.
Большое внимание надо уделять руководству детской игрой, показывать простые действия с игрушками, доступные сюжеты, проигрывать их с разными игрушками. Постепенно малыши начинают повторять их, дополнять, вносить изменения — возникают первые игры. А ребенок, который в состоянии занять себя игрушками, находится в хорошем настроении, не плачет, легче входит в контакт с другими детьми, сначала повторяя за ними те или иные действия, затем — общаясь уже вне игровых ситуаций.
В большинстве детских садов в течение первой недели детей приводят не на полный день, а на несколько часов (обычно до обеда) — на прогулку. И только после таких кратковременных визитов дети остаются без мамы, но ненадолго, а затем это время постепенно увеличивается. С десятого дня большинство детей остается на целый день.
Можно порекомендовать, чтобы эти "визиты" проводились не только на утренней прогулке, но и на вечерней: в этой ситуации ребенок успевает больше увидеть и узнать, понаблюдать за детьми не только из своей, но и из других групп, а главное — он видит, как за всеми приходят родители и забирают их домой.
Психологически очень важным моментом является то, что ребенок понимает (после соответствующих объяснений) — никто не остается в детском саду навсегда, за всеми вечером приходят родители.
Есть дети, которым очень трудно есть и спать в незнакомой обстановке. Может пройти несколько дней, прежде чем ребенок согласится остаться в группе один, без мамы. Хорошо посоветовать маме дать ему с собой игрушку (не новую, но и не самую любимую — во избежание конфликтов), просто чтобы с ним оставалось что-то родное, "кусочек дома". Кроватку такому ребенку надо показать заранее, продемонстрировать, как другие ложатся, пообещать, что кроватка его подождет, а завтра он уже сможет спать на ней.
В целом наличие в группе и на прогулке посторонних — мам, бабушек — очень дезорганизует работу группы, поэтому количество и продолжительность их посещений лучше ограничить первой неделей. За эту неделю дети познакомятся с участком, группой, игрушками, будут знать в лицо своего воспитателя и нескольких сверстников — для начала этого достаточно.
На первое время воспитатель должен попросить родителей дать ребенку с собой носовые платки и салфетки. Дополнительную смену белья и, если есть необходимость.
Исходя из типичных для адаптационного периода сложностей со сном, аппетитом, нестабильностью гигиенических навыков и т. д., воспитателю и помощнику воспитателя важно максимально учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Если ребенок плохо ест, недопустимо его кормить насильно и даже просто настаивать на «доедании» всей порции: в этом возрасте легко возникает и закрепляется невротическая рвота. Если не засыпает, надо дать игрушку, посидеть с ним, успокоить, разрешить не спать, а просто закрыть глазки и тихо полежать. Детей с неустойчивыми гигиеническими навыками следует чаще приглашать в туалет. Напоминать им об этом надо и на прогулке. Они должны иметь запас сменной одежды и белья. Обычно эти проблемы снимаются к концу первого месяца посещения детского сада, но после длительного отсутствия (например, из-за болезни) они могут ненадолго возникнуть вновь.
Если воспитатели и родители вместе доброжелательно, но твердо направят жизнь малыша в новое русло, никаких особых проблем с ребенком (если он физически и психически здоров) не будет.
В особом положении оказываются дети 5 — 6 лет, которых отдают в детский сад сразу в подготовительную группу, "чтобы ребенок привык к коллективу перед школой". С одной стороны, эти дети "взрослее", с ними легче войти в контакт, они умеют есть ложкой и не забудут зайти в туалет. Но с другой стороны, это "домашние" дети, привыкшие (и прочно привыкшие) быть в центре внимания семьи, одного или нескольких взрослых и зачастую совсем не умеющие общаться с большим количеством детей. Они устают от шума, плохо запоминают имена сверстников, не могут разобраться в их достаточно сложных взаимоотношениях и влиться в коллектив. Они не привыкли и не понимают "безличного" обращения: "Все быстро в музыкальный зал!", стесняются обращаться к воспитателю по поводу своих трудностей или, наоборот, постоянно к нему пристают вместо того, чтобы брать пример с окружающих сверстников.
Основная беда таких детей заключается в том, что они не воспринимают себя как часть группы, им трудно присмотреться к другим детям и вести себя так же, они вообще часто не отличаются большой наблюдательностью по отношению к окружающим. Их социальная некомпетентность, усугубляемая стрессом, может сильно затруднить адаптационный период. Воспитатель может им помочь, учитывая все эти особенности. Такому ребенку нужно все показать и объяснить, как маленькому, в первое время желательно находиться в поле его зрения, особенно в ситуации, когда он может растеряться: когда все куда-то идут, а он не знает, куда; все достают из шкафов или столов учебные материалы, а он забыл, где его вещи, и т. д.
Полезно советовать ему обращаться за помощью к детям, но для этого надо сначала его с ними познакомить и увериться, что он их запомнил. Следует помнить, что некоторые дети этого сделать не смогут из-за застенчивости и страха перед сверстниками. Постепенно необходимо привлекать такого ребенка к совместной деятельности, играм с правилами (в обычные сюжетно-ролевые игры его могут не принять как новичка и тем самым нанести ему дополнительную травму). Рекомендации относительно организации питания и сна остаются в принципе такими же, как для более маленьких детей: не перекармливать, разрешить в "тихий час" не спать, а спокойно лежать, желательно закрыв глаза.
Чтобы повысить самооценку и уверенность в себе у таких детей, их следует чаще хвалить. Особенно легко это делать на занятиях, так как зачастую они много знают, хорошо читают и считают. Привлекать же внимание к их ошибкам и неудачам пока не надо, хотя дети, пришедшие в этом возрасте в детский сад, чаще всего плохо рисуют, неуверенно пользуются ножницами, путают движения на физкультурных и музыкальных занятиях. Всем этим они скоро овладеют, а первое время все их силы будут уходить на то, чтобы просто привыкнуть к новым условиям.
Первые шаги в музыке. Консультация музыкального руководителя Егорушиной С.В.
Детей можно начинать знакомить с музыкой в возрасте 1 года 2 месяцев- 2 лет. Взрослый нажимает клавиши низких звуков фортепиано, говорит: « Идёт слон. Тяжело. Он большой. Топ-топ. » Играя высокие звуки, комментирует: « Мышки, дождик». В дальнейшем следует спрашивать ребёнка: « На что это похоже?» Ответы могут быть самыми разными: « Это папа пришёл. А это мама побежала» и.т.д. Обучение детей музыке должно идти через игру, через сказку, через развитие детской фантазии. Хорошо, если дома есть фортепиано, но на первых порах можно использовать игрушечное пианино, металлофон. Уроки музыки не следует начинать, пока ребёнку не исполнится 4 года. Занятие не должно длиться более 15 минут. Внимание в детском возрасте неустойчивое, дети быстро устают, теряется атмосфера игры. Малыш должен учиться с увлечением, с радостью.
«Повторение- мать учения», поэтому в каждом уроке должен быть элемент предыдущего.
Как петь с ребёнком и для него.
1. Старайтесь не искажать мелодию.
2. Пойте не громко.
3. Избегайте преувеличенной артикуляции. Ребёнок часто начинает гримасничать и кривляться, подражая вам.
4. Пойте не очень быстро и не слишком медленно.
5. Пытайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; весёлые песни - оживлённо.
6. Пойте чаще. Разучивайте песни «с голоса». Если есть возможность, чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения. Используйте дудочку и металлофон: дети любят узнавать знакомые мелодии в новом звучании.
7. Помните: чем понятней ребёнку содержание песни, тем больше она ему нравится.
8. Не заставляйте детей до трёх лет петь специально для взрослых, « выступать». Ребёнок, как и взрослый, имеет право « не хотеть».
|